Чт, 26.06.2025, 14:33:40

Люсьен Фрейд. Искусство состояния

Прежде чем начать писать этот материал, который все еще хаотично плещется у меня в голове, я как порядочная, глянула в википедии, что такое искусство... так сказать, выражаясь образами одного из киногероев, решила блеснуть в "шутейном разговоре" интеллектом... 

В общем, я лишний раз убедилась, что никто толком не знает, что такое искусство. Каждый дает определение через призму собственных представлений и личного опыта, либо выводы умозрительны, так что мне ближе всего формулировка, которая заключена в самом слове "искусство", - искус, искушение. 

Но кто кого искушает? Будущий, еще не созданный предмет искусства или создатель искушает какие-то сферы поделиться с ним чем-то оригинальным настолько, чтобы появилось новое определение? 

Это неизвестно... 

Ну, я со своим примитивным сознанием жирафа, до которого все доходит очень медленно, считаю, что икусство это выражение себя через пространственные категории линий, цвета и "живых" объектов, и, может, "общественное", выраженное в индивидуальном, ведь, допустим, что такое боль, знают все, но не все могут ее описать. 

Меня много лет мучили мигрени, своего апогея боль достигла где-то в 2018 году, когда мигрень была ежедневно, но я работала... в местечке, где во-первых, всегда звучало радио, а при моей гиперакузии звуки казались мне взрывами, но там были еще голоса людей...

В общем, я стала принимать один препарат под названием "Сумамигрен", который снимал боль через полчаса. Это было то, что называют "откровением". Принимала я его больше года может быть через день, вроде все шло норм... но однажды я попала к неврологу, и он, выслушав меня, спокойным и обреченным голосом сказал, что если я не прекращу его принимать, то протяну еще пару месяцев.

По его словам, этот препарат, снимая боль, делает мозг человека наркоманом, и мозг, чтобы получить дозу, провоцирует мигрень... вот додуматься же до такого: мозг-наркоман, то есть, мозг кайфует в обход хозяина... 

На тот момент мне было как-то индифферентно, что я могу реально умереть, но принимать сумамигрен я перестала, просто потому, что решила, а с какого перепуга я должна кормить фармацевтов? Если уж суждено, так лучше яблочко купить перед смертушкой...

Опустив детали, скажу, что после разговора с неврологом я три дня терпела мигрень, без таблеток, затем около недели ничего не было, затем еще пара дней боли и... с середины февраля 2020 года у меня мигреней больше не было. То есть, почти 5 лет, и за это время голова болела только один раз: несколько дней назад.

А, ну и вот. Кто знает, что за все это время происходило в мозгу... Но он не человек, и, может, его тоже ошарашило известие о скорой кончине, но тем не менее... в общем, мне даже снова стали сниться сны, вот недавно приснились разбитые песочные часы...

Ладно, я о себе опять, а мне еще предстоит сложная работа по написанию небольшого эссе, хотя это не эссе в понимании этого слова, а, скорее, впечатления от картин художника Люсьена Фрейда, о котором после трех работ я сказала, что он гений, так как я лично вижу эти картины кожей. Как это объяснить, я не знаю...

Итак... говорят, что первое впечатление самое верное. 

Женщина с желтыми волосами под белым одеялом держится за щеку, в окне напротив желтый предмет в цвет ее волос, похожий на таз для воды, четко прослеживается угол "окно-стена-кровать", кажется, что это куб, угол какого-нибудь кубика Рубика, который почти собрали, но по какой-то причине отставили...

Может быть, она держится за щеку от зубной боли, но я бы поставила на то, что она проверяет, жива ли еще или уже все... а емкость для воды кажется пустой, может, последнее ее желание вымыть голову, ведь для женщины это важно: иметь чистые волосы...

но на картине есть еще один участник, который кажется зловещей фигурой, может, из-за темных одежд, и накрутить здесь можно сколько угодно, но я бы сказала попроще: он не злодей, а просто мелкий эгоист, который боится любой ответственности. Он держит руки в карманах, потому что считает, что это не его дело - мыть голову умирающей.

Первое, на что обращаешь внимание в этом портрете, это глаза разной формы и цвета. Правый коричневый, а левый голубовато-серый. Кажется, это природная аномалия, но брови тоже разных цветов - скорее всего они выкрашены искусственно, как и цвет глаз: это ж какие медикаменты ей прописывали, что цвет изменился? То есть я бы сказала, что в состоянии женщины, у которой, возможно, и особой болезни не было, виноваты доктора. Ее состояние наполовину вызывано лечением, что можно увидеть и на следующей картине.

Судя по тому, что блузка расходится, женщину слегка разнесло от таблеток, и, возможно, это момент, когда на ней испытывают новый препарат, а ее руки со вздувшимися венами и отставленными пальцами говорят о том, что где-то на подсознании она борется, этот мотив внутренней борьбы вообще проскальзывает в творчестве художника, как, например, в следующей работе.

Зеленые глаза бывают от злости, но взгляд у девушки расфокусирован, а руки сами не знают, что делают. Кажется, еще миг, и она задушит котенка, но... нет, этого не будет. Нормальный кошак не будет висеть тряпочкой, он развернется и цапнет. Котенок привык... ну, хозяйка немного сдавливает ему горло, но, в допустимых пределах - животное притворяться не умеет. И я думаю, злится девушка именно от того, что никто не знает, как ей помочь.

А это, возможно, доктор... красный ковер выглядит как море крови, полузасохшее растение в горшке словно олицетворение его пациентов, но доктор скорее на первый взгляд выглядит растерянным, и погруженным в себя. Может, он мечтает вырваться из этого здания, где на окне решетка, а между прутьев виднеется фигура... доктор сам в тюрьме, и он это понимает - правая рука сжата в кулак - наверняка он мечтает о том, чтобы вырваться, а сигарета просто предлог ненадолго сбежать от этих пациентов, которым он помочь не может, но... он здесь главный, а за решеткой он будет никто.

Ну, это в любом случае тот, кто у власти, тот, от кого зависят детки слева, и мечты у них невинные - обрезать "главному" крылья, то есть лишить не жизни, а этого жуткого положения превосходства. Примечательно, что рука кажется лишенной пальцев...

В этой связи мне вспоминается история, рассказанная моей бабушкой-староверкой. В их деревне проживал жестокий мужик, плохо обращающийся с лошадьми. Загубил он не одну, но бог не Микитка... ехал как-то мужик из города в мороз и уснул на телеге. А лошадка возьми и приди не домой, а куда-то глубоко в степь... Мужик остался живой, но отморозил руки, которые ему отрезали. Соответственно, это охладило его пыл. 

И - надо же... хотя, у меня развита интуиция времени - следующая картина это лошадь.

И мне она кажется кошмаром любого садиста. Она стоит на фоне красно-желтой стены - это цвета боли, мигрени, внизу разбросано сено, которое кажется страхом садиста, и добрая лошадка пытается его пережевать, питаться-то надо, но... пережеванное возвращается еще большим страхом...

А вот еще один вид борьбы без борьбы. Нежелтые только глаза - может, это означает, что девушка, несмотря на боль, видит вещи как нормальный человек, а ее расслабленная поза свидетельтсвует о ее высокой приспособляемости к обстоятельствам. Она не пытается быть нормальной там, где это невозможно, она просто не видит ненормального, потому что она сама - не ненормальная. Скорее, это нормальные хотят видеть ее в ином качестве. 

И напоследок очень метафоричная работа, которая может свидетельствовать о забывчивости или небрежности, но - нет. 

Много мелких желтых цветочков... даже на вид они кажутся ядовитыми. Неважно, кто их принес. Важно, что адресат выкрутился: он поместил букетик в кружку - первое, что попалось под руку, как приличный поставил кружку в раковину и сделал вид, что отключили воду! А суть такова: без воды цветы завянут, и, может, и боль перестанет мучить...

Это, пожалуй, все, хотя можно было бы наболтать еще на продолжение, но сейчас 3:33, ну его... циферки слишком символичные.

Наверное, это тот случай, когда музыки не будет.

И, конечно, же искусство это или нет, каждый решит сам - само собой, это зависит от того, не стал ли человек искусственным настолько, что перестал быть интересным для этого самого искуса, который не дает покоя творцам. 

Категория: Об искусстве | Добавил: Giotto (03.01.2025) | Автор: Мария Райнер E
Просмотров: 75 | Теги: Люсьен Фрейд, Суматриптан, Сумамигрен | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: